THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Феномен управления известен еще с античных времен и изучал­ся многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значитель­но позже (в начале XX в.). Появление управления как вида человеческой деятельности связано с необходимостью координировать деятельность людей в процессе охоты, ведения войны, повседневной жизни. Первыми управленцами можно назвать племенных вождей. Углубление общественного разделения труда, развитие кооперации, увеличение масштабов производства усложнили процесс управления, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний.

Слово «управление» произошло от старорусского слова «управа», т. е. способность с кем-то управляться.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники (Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента// https://online.muiv.ru/media/lib/books/osnovyi-menedzhmenta-ch1/xbook032/book/index/index.html

То есть исходя из данного определения различают естественное, техническое и социальное управление.

Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т. д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, прокатным станом и проч.

В первом и во втором случае их реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического).

Анализируя в “Капитале” различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: “Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, - писал он, - нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере”. Основы социального управления: Иванов, В.Н. и др.

Социальный менеджмент: Учебное пособие. Издательство: М.: Высшая школа; Издание 2-е, перераб. и доп.-2002 г.

· Выделяют разнообразные виды человеческой деятельности: государственная;

· хозяйственная;

· производственная;

· военная;

· социальная;

· образовательная;

· научная;

· культурная;

· предпринимательская;

· педагогическая;

· другие.

Каждый вид деятельности человека нуждается в управлении

Так государственное управление – это управление социально-экономической жизнью общества через различные институты(правовую, исполнительную, судебную системы).

Управление характеризуется как функция любой организационной системы (биологические, социальные или технические), имеющей многообразный характер и существующей в самых разнообразных формах.

Потребность и необходимость управления

Потребность и необходимость управления, если применять ее по отношению деятельности человека, выражается в государственном управлении или управлении социально-экономической жизнью общества посредством разнообразных институтов власти.

Управление, потребность и необходимость в управлении, может выступать как осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они способны упорядочить и подчинить собственным интересам элементы внешней среды для достижения целей.

Условия возникновения управления

Потребность и необходимость управления вызваны условиями возникновения управления, которое возможно при наличии нескольких условий: субъект управления, объект управления, цель, достигаемая непосредственно объектом управления. Можно сказать, что общество стало испытывать потребность и необходимость управления после начала разделения труда.

Объемы и состав делегируемых полномочий находятся в зависимости от нескольких элементов: сложность управляемой системы, компетенция субъекта управления, возможность перераспределения ресурсов между субъектами и объектами управления.

Значение управления в деятельности человека

Жизнь любого человека – непрерывная цепочка его разносторонней деятельности, включая индивидуальную, коллективную, организационную, творческую, физическую, интеллектуальную и др. Данная деятельность не всегда возможно без соответствующей ее организации.

Для эффективной организации деятельности человека, прежде всего, необходимо представлять ее конечный результат и обладать навыком осуществления контроля ее хода с определенным уровнем заинтересованности. Это значит, что во всех видах деятельности человека потребность и необходимость управления существует и нужна для согласования совместных действий людей.

Чем более сложная деятельность, тем важнее становится потребность и необходимость управления. Например, когда в определенной сфере деятельности задействовано значительной количество людей, намечаются большие планы, решаются сложнейшие вопросы, появляется острая конкуренция, тогда необходимо осуществлять профессиональное управление.

Потребность и необходимость управления состоит в том, что оно помогает людям упорядочивать и подчинять своим интересам элементы общественной жизни, природы, техники для достижения собственных целей. Внедрение и осуществление управления имеет большое значение для эффективности и результативности совместных действий.

Управление потребностями

Проблема, которая имеет отношение к регулированию потребностей, может появиться в повседневной жизни любого человека и общества в целом. Особенно остро данный вопрос стоит перед людьми, которые имеют большое количество потребностей и возможностей их удовлетворения.

Потребности могут иметь долговременный и кратковременный характер, быть связаны с возможностями будущей реализации и быть экстремальными. Экстремальные потребности могут застать людей врасплох и требовать немедленного их удовлетворения. Большая часть потребностей появляется в одно время, что может поставить человека перед выбором, какую из них удовлетворить в первую очередь.

Эффективная организация деятельности, которая связана с удовлетворением соответствующих потребностей, также влияет на достижение положительного результата (например, карьерный рост, вручение диплома о высшем образовании, покупка товара, поездка в другую страну и др.).

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Потребность и необходимость управления на предприятии можно характеризовать следующими чертами:

1) Использованием только одного метода управления при принятии управленческих решений,

2) Эффективная организация деятельности,

3) Согласованная совместная деятельность людей при осуществлении работы в организации (предприятии),

Цель лекции - показать значение управления для эффективной деятельности различных социально - экономических систем, раскрыть сущность менеджмента как особого вида управления, дать определения основных понятий в области менеджмента, а также представить цели, задачи и структуру дисциплины «Менеджмент»

1. Потребность и необходимость управления.
2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.
4. Школы менеджмента.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 1. Потребность и необходимость, управления в деятельности человека.

Цель лекции - показать значение управления для эффективной деятельности различных социально - экономических систем, раскрыть сущность менеджмента как особого вида управления, дать определения основных понятий в области менеджмента, а также представить цели, задачи и структуру дисциплины «Менеджмент»

Рассматриваемые вопросы:

1. Потребность и необходимость управления.

2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.

4. Школы и менеджмента.

1. Потребность и необходимость управления. Управление в основном трактуется как функция любых организационных систем (биологической, социальной или технической) имеет весьма многообразный характер и существует в самых различных видах. Так, применительно к человеческой деятельности речь чаще всего может идти об управлении государственном социально-экономической жизнью общества через разнообразные институты власти; об управлении идеологическом, суть которого во внедрении в создание членов общества концепций его развития, формируемых разными политическими силами и управление социальными процессами.

Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники) для достижения каких-либо целей.

В связи с этим, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение как минимум трех условий:

Наличие органов управления;

Наличие объекта управления;

Наличие цели, которая не может быть достигнута непосредственно объектом управления.

То есть объект управления часть своих полномочий делегирует органу управления. Из этого следует, что человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:

Сложности управляемой системы;

Компетенции органа управления;

Возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.

1. Представьте себе, что автомобиль, в котором Вы едите, сломался в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте. Конечно, возможно расстроенные путешественники смогут его починить. Однако случается, что в подобных случаях дело обстоит значительно сложнее. Водитель и пассажиры могут быть неспособны, чисто физически, выполнить какую- либо операцию. Или, обладая физической возможностью, не имеют знаний и навыков ремонта. Или, располагая возможностью, знаниями и навыком, не имеют желания. Наконец, при наличии всех этих условий, просто отсутствует необходимый инструмент.… Тогда не обойтись без помощи других людей. И оказывается, совсем не обязательно обладать физической возможностью для ремонта, иметь знания, опыт и инструменты, а можно поручить кому-то другому его выполнить.

Следует отметить, что человек, решивший возложить реализацию своих целей на другого человека, должен обладать иными знаниями, навыками и средствами, нежели тот, кто всё делает сам. Действительно, а заинтересован ли другой человек сделать ремонт? Как его заинтересовать? Правильно ли он понял, что мы от него хотим? Как это проверить? Не будет ли он халтурить? Поэтому требуется умение убеждать, призывать к действию, координировать усилия, контролировать правильность выполнения, обладать необходимой суммой наличных денег. Другими словами, требуется умение управлять. «Делать что-то руками других людей» - такое простейшее определение управления, данное американскими специалистами.

Управление появилось вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый – руководителем, а между ними возникают отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает его потребность. Имеется в виду, что управление – это объективная потребность любой деятельности.

Управление – это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, - писал К. Маркс, - осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Таблица 1.

Различия в характере труда работников общественного производства

Показатели

Работники, занятые непосредственно в процессе производства материальных благ

Работники, занятые управлением

1. Предмет труда

Сырьё и материалы

Информация, связи, отношения

2. Объект труда

Средства труда

Коллектив работников

Непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с полученными заданиями

На работников через исполнительные механизмы

4. Результаты труда

Продукция и услуги

Управленческие решения

5. Отношение к процессам управления

Не составляют профессиональной обязанности

Профессиональная обязанность


Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид общественной деятельности призвано определять цели функционирования производства в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) системы, обеспечивать планомерное ее развитие, организацию работы всей кооперации и каждого работника в ней, координацию действий во времени и пространстве, то есть добиваться поставленных целей путем согласованных действий всех участников кооперации и соответствующей организации имеющихся ресурсов.

Эффективность общественного или совместного труда людей об еспечивается наличием управления как обязательного составного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Управление средствами труда, или, по выражению Ф. Энгельса, «управление вещами», - это процесс непосредственного воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда в целях получения материальных благ и услуг, то есть само производство. При этом человек выступает как субъект управления, а средства труда - как его объект.

Согласование действий работников, управляющих средствами труда (вещами), объединенных в группы, коллективы, требует, в свою очередь, управления ими со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат. Этот вид управления, как наиболее сложную область человеческой практики, Ф. Энгельс называл «управление людьми».

Между работниками, управляющими вещами, и работниками управления производством возникают определенные различия. Для работников, непосредственно занятых в процессе производства материальных благ, предметом труда являются сырьё и материалы, а воздействие они осуществляют непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с решениями, полученными от управленческих работников. Результат их труда - готовая продукция предприятия. В условиях современного производства «управляющие вещами» одновременно выполняют и функции управления как владельцы средств собственности или представители собственника, работающие по найму.

Для управленческих работников процесс управления - непосредственная профессиональная обязанность. Здесь предметом труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Продуктом управления является упорядоченность системы, достигаемая решениями (приказами, распоряжениями, указаниями), принимаемыми на основе анализа информации и направленными на выполнение намеченных целей.

Таким образом, современное управление есть управление людьми в процессе их труда в общественном производстве. Осуществляется оно людьми, которые устанавливают цель и разрабатывают программу поведения объекта управления, контролируют ход ее выполнения, вносят необходимые изменения с целью удержать производственный процесс в заданных программой границах или перевести его в новое состояние на основе познания присущих ему закономерностей. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект.

Объект управления - обобщающий термин кибернетики и теории автоматического управления, обозначающий устройство или динамический процесс, управление поведением которого является целью создания системы автоматического управления. Ключевым моментом теории является создание математической модели, описывающей поведение объекта управления в зависимости от его состояния, управляющих воздействий и возможных возмущений (помех). Формальная математическая близость математических моделей, относящихся к объектам различной физической природы, позволяет развивать математическую теорию управления вне её связи с конкретными реализациями, а также классифицировать системы управления по формальным математическим признакам (например, линейные и нелинейные). В теории автоматического управления считается, что управляющее воздействие на объект управления оказывает устройство управления. В реальных системах устройство управления интегрировано с объектом управления, поэтому для результативной теории важно точно определить границу между этими звеньями одной цепи. Например, при проектировании системы управления самолётом, считается, что устройство управления определяет угол отклонения рулей, а математическая модель самолета как объекта управления, должна, с учётом этих углов, определять координаты центра масс и угловое положение самолёта. Уравнения аэродинамики, весьма сложные в общем виде, в ряде случаев могут быть упрощены путем линеаризации, позволяя создать линеаризированную модель системы управления.

3. Объекты управления

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека 2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики 3. Предпосылки развития менеджмента

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди осуществляли совместную деятельность Первые формы упорядочения совместной деятельности возникли на стадии первобытнообщинного строя. Первые «управленцы» - старейшины и вожди родов и племен

Согласно Большой советской энциклопедии, управление - это элемент организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. По мнению JI. H. Бережного «управление представляет собой такую организацию какого-либо процесса, которая обеспечивает достижение определенных целей» .

О. И. Волков дает следующее определение: «Управление - направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласия и корректировки действий исполнителей» Все вышеуказанные определения позволяют сделать вывод, что управление - это действие, направленное на достижение целей.

Управлять можно: техникой, химическими и биологическими процессами, поступками людей Таким образом, управление существует в различных формах: Управление в живой природе. Управление в неживой природе. Управление в обществе

Управление в живой природе - управление физическими, биологическими, химическими, биоэнергетическими процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов (является предметом изучения естественных наук). Управление в неживой природе - управление в технике, то есть управление машинами, механизмами, технологическими процессами (предмет изучения технических наук)

Управление людьми называется социальным управлением. Социальное управление- это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития, непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Социальное управление можно разделить на государственное, военное, хозяйственное и т. д. Хозяйственное управление в системах регулирования экономики может быть командным или рыночным.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что термин «управление» имеет более широкий смысл по сравнению с термином «менеджмент»

Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-эконо мических). Например, мы говорим: «менеджмент пред приятия» или «управление предприятием» , но только управление автомобилем » . Менеджмент - разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения - система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова manage (латинское «manus») - «рука» . По мнению некоторых исследователей, слово manage означало «объезжать лошадей» . Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление» . В книге «История менеджмента» А. И. Кравченко отмечает, что «английское слово manage означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться»

В Оксфордском словаре английского языка понятие «менеджмент» трактуется как: способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода «умелость» и административные навыки; орган управления, административная единица. М. Мескон определяет менеджмент как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, Необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целой организации»

Предметом науки менеджмент являются: общественные отношения, возникающие между людьми в процессе управления; законы, принципы и методы деятельности менеджеров при управлении организациями; законы, принципы и методы построения и функционирования организаций; деятельность менеджеров по управлению организацией; требования, предъявляемые к современным менеджерам и персоналу

Менеджмент можно рассматривать как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство. Менеджмент как явление представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т. п. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности

Виды менеджмента - это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий, или генеральный, менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный, или специальный, менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации

До начала XX в. в управлении промышленными предприятиями использовался сугубо прагматический подход, основанный на собственном опыте, интуиции, индивидуальных особенностях владельцев предприятий и их управляющих. В разные периоды времени перед руководителями различных производств возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало их обращаться за помощью к ученым. Менеджмент как область самостоятельных знаний сформировался в конце XIX в. Развитие управления в научно-техническую дисциплину происходит в начале XX в. А именно в 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал работу «Принципы научного управления» . С этого момента официальные источники стали считать управление самостоятельной наукой

промышленная революция в Англии. Вторая половина XIX в. и начало XX в. - бурно развивается машинное производство, но новая техника не вписывается в производство, основанное на старых методах организации труда и значительной продолжительности рабочего дня; появление гигантских монополий, работа которых требовала организации и координации действий;

отсутствовали необходимые знания о принципах организации труда и производства, об оптимальном составе и последовательности рабочих операций, об оптимизации режима работы оборудования. Индустриальная революция XVIII-XIX вв. стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Однако родиной управления как науки становится не Англия, а Америка;

Принятие управленческих решений 22

Тема 10. Механизмы менеджмента: средства и методы управления 26

Тема 11. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления 29

Тема 12. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. 34

Тема 13. Личность менеджера 41

Тема 14 Лидерство и стиль управления 43

Тема 15. Власть и партнерство 46

Тема 16. Групповая динамика и разрешения конфликтов 48

Тема 17. Формальное и неформальное управление 54

Тема 18. Ресурсы, качество и эффективность управления 58

Тема 19 Система информационного обеспечения управления 61

Тема 20. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента 64

Тема 1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.

Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управлении.

Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной конечной цели управления. Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления- это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

Тема 2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место.

Менеджмент (от англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увлечения прибыли.

Другое понятие менеджмента: менеджмент- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Однако термин менеджмент применяется лишь к управлению социально экономическими процессами на уровне фирмы

Действующей в рыночных условиях, хотя в позднее время его стали применять и в отношении не предпринемательскаих организаций. Этот термин обычно не употребляют для обозначения государственного или общественного управления.

Менеджер- наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Менеджмент как научная дисциплина за сто летний период прошел несколько этапов эволюционного развития. Каждый этот этап представлял особую научную школу. Сменяя друг друга, эти школы менеджмента не конкурировали между собой, а дополняли теорию и практику менеджмента. В результате сложился современный динамичный менеджмент, в котором используются принципы, методы и инструментарий, формировавшийся в течение всего ХХ в.

Развитие управления менеджмента как науки представляло собой формирование разных подходов, которые не всегда совпадали, и поэтому позволяют рассматривать системы управления с разных сторон. Успехи в теории управления зависили от других, связанных с управлением наук, в частности математики, кибернетики, психологии, социологии, экономики, философии, политологии.

Тема 3. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента

К.19в - 1920-е гг. Рыночный спрос на бол-во видов продукции был устойчив и предсказуем. Стабильность пр-ва постоянного ассортимента продукции. Контрольная модель упр-я - соблюдении стандартов и правил - текущий контроль технологических процессов, сбыта, поставок. 2.1920-70-е гг. В эк-ке - нестабильность, но будущее еще оставалось предсказуемым на основе статистических и математических моделей. Плановая модель упр-я - реализация долгосрочных и текущих планов и допускающая их корректировку с учетом изменения ситуации. 3.С 1970-х гг. - период нестабильности рын. среды – непредсказуемость хоз-ой жизни. Появление стратегического упр-я

Зарождение менеджмента как науки произошло в конце Х1Х в. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивались под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социообщественных факторов.

Классификация школ менеджмента.


Школа

Вклад в развитие науки

Выдающиеся представители

Внешняя среда

Классическая школа (школа научного управления)

Научное управление, система контроля, хронометраж, изучение трудовых движений, функции управления, административная теория и др.

Г. Гант (1908), Ф. Тейлор 1911),Ф. и Л. Гилберт (1911),А. Файоль (1916),Дж. Муни (1931),Л. Урвик (1943) и др.

Рост размеров организации, рост объемов рынка товаров, первая мировая война, депрессия в экономике, постиндустриальная революция, рост влияния менеджеров

Поведенческая школа (школа человеческих отношений)

Учет собственности конкретного индивидуума, мотивация труда, управление в целом и др.

Э.Мэйо(1945),П. Друкер,(1945),М. Вебер (1947),А. Маслоу (1960)

Вторая мировая война, рост влияния профсоюзов, потребность в подготовленных менеджерах

Школа управленческой науки

Исследование операций, теория игр, теория решений и др.

Н.Винер (1949),Г. Саймон (1955),Д. Мак-Грегор (1960),И. Ансоф (1965),Л. Канторович (1976) и др.

Рост размеров корпораций, спад производства, развитие военно-промышленного комплекса

Системный подход в управлении (ситуационный, маркетинговый и др.)

Динамическое окружение, матричные разработки, социальная ответственность, организационные изменения , информационные изменения и др.

Д.Томпсон (1967),П. Лоренс (1967),В. Оучи (1975), Г. Мицберг (1973),Р. Стюарт (1976), М. Портер (1980) и др.

Расширяющаяся (глобальная) экономика, космическое соперничество, высокотехнологичные продукты, рост числа профессий высокой квалификации

Школа научного управления . В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма в среде производства. В области рационализации производства и труда были разработаны: анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда, исследования рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда- все это рассматривалось как средство совершенствование производства. Предлагались для этого эффективные процедуры, инструменты и оборудование.

Школа научных отношений . Основой для развития специфической программы человеческих отношений явились требования, вытекающие из технического прогресса на современном предприятии, Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физического труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачу воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений.

Школа управленческой науки . Суть подхода- исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации.

Тема 4. Особенности российского менеджмента

В международной практике широко известны американская и японская модели менеджмента. В России до настоящего момента не было проведено систематического исследования российской модели менеджмента. Необходимо определить отличительные характеристики и использовать преимущества российского ведения бизнеса. Мощный заряд креативности российским руководителям дает та исключительно жесткая среда, в которой они работают. Как только она нормализуется, творческая жилка может ослабнуть. Хотя это может нас ожидать только в далеком будущем. Гуманитарный тип культуры дает российскому менеджеру огромные преимущества в плане гибкости, ведь ему требуется гораздо меньше специальных методик, программ и бюджетов, чтобы погрузиться в любую культурную среду. Наличие разных культур в компании он рассматривает не как неизбежное зло, а как естественное продуктивное состояние. По мнению ряда специалистов, стремление к гармонии является сущностью российской модели менеджмента. Большинство перспективных российских сотрудников представляют собой людей самореализующихся. Таким типом людей нелегко управлять нажимая лишь на материальные или карьерные рычаги. В настоящее время бизнес проецирует такие черты современного государственного управления, как отсутствие экономической стратегии и правовая незащищенность собственников. Средства массовой информации, наоборот, возможно благодаря политическому заказу, нагнетают обстановку, постоянно информируя о произошедших катастрофах и их последствиях. Неуверенность в завтрашнем дне сказывается на стиле управления: пассивным, безответственным сотрудникам нет смысла делегировать полномочия. Заменять авторитарный стиль управления на более демократичный становится неэффективно. В нашей стране личностные отношения преобладают над профессиональными. Профессиональные отношения возникают в течение длительного времени на основе установившегося доверия. Однако при неформально-дружеских отношениях довольно сложно выстроить систему. Но даже на этом уровне во многих компаниях менеджеры не научились использовать отличительные черты тех или иных сотрудников в интересах бизнеса. Возможны три российские модели менеджмента. Первая модель наиболее вероятна. Небольшая компания (с точки зрения глобальной экономики) с авторитарным лидером во главе, который является менеджером и собственником в одном лице. Подобный руководитель будет принимать решения исходя из изменений во внешней среде. При этом будут учитываться краткосрочные, субъективные цели. Вторая модель. Компания вовлечена в глобальный бизнес, при этом во главе находится авторитарный лидер, подавляющий любую инициативу. Стратегия фирме навязывается извне. Компания прямо или косвенно занимается обслуживанием вредного производства, экспорта природных ресурсов. Преобладание данной модели возможно при ухудшении позиций России на мировой арене. Третья модель – это оптимистичный вариант. Компания будет вовлечена в глобальный бизнес. Конкурентоспособность ей придает профессиональный менеджмент. Основная задача управления – дать возможность каждому сотруднику реализоваться. Дополнительную гибкость менеджерам в данном случае может придать гуманитарный склад ума, умение работать в команде, творческий подход к решению проблем. Как таковой российской модели менеджмента не существует по причине того, что менеджмент в России - симбиоз европейского и азиатского методов руководства. Можно выделить основные причины отсутствия общей концепции в российском менеджменте: 1) недостаточная развитость рыночных отношений в России в сравнении с иностранными государствами; 2) существования такого явления как "откаты" для предприятий; 3) криминализация самых доходных отраслей предприятий; 4) высокие налоги и бюрократия; 5) размеры страны, а также её многонациональность и различия в территориальных законодательствах влекут за собой весомые потери, из-за которых поддержка и расширение предприятий становится такой же затратной, как создание филиалов предприятия за границей;

Тема 5. Интеграционные процессы в менеджменте

Менеджмент как интеграционный процесс представляет собой действие, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях:

  • Анализ – исследование содержания задачи, ситуации, процессов, объектов и т.д., включающее разделение целого на части, установление связей между частями, понимание границ частей и целого и т.д.

  • Прогнозирование – определение будущих контуров ситуации, результатов или их тенденции, а также близких или отдаленных перспектив деятельности или состояния процессов на основе суждений , интуиции или научного аппарата;

  • Планирование – установление состава или содержания деятельности для решения проблем с указанием сроков, исполнителей, ресурсов, инструментов;

  • Организация – выбор и использование средств и механизмов для решения задач и выстраивания их в виде операций и процедур в пространстве и времени ;

  • Координация – установление рационального взаимодействия деятельности людей по реализации задач разных процессов или объектов;

  • Контроль – регистрация масштаба и уровня отклонений от заданных норм и стандартов в процессе (деятельности) и после решения задач;

  • Регулирование – поиск и выработка решений по устранению отклонений от заданных норм и стандартов в процессе деятельности;

  • Мотивация – формирование интереса или потребности, мобилизация усилий мышления и деятельности для решения задач;

  • Учет – регистрация состояния процессов или объектов мышления или деятельности в сознании или носителях информации.

Тема 6. Внешняя и внутренняя среда организации

Внешняя среда.

Факторы внешней среды – это факторы, которые находятся вне организации и не зависят от чьей-то субъективной воли.

По степени воздействия они делятся на факторы прямого влияния (микросреда), непосредственно определяющие деятельность организации, и факторы косвенного влияния , действующие опосредованно, через факторы прямого влияния (макросреда).

К факторам прямого влияния относятся покупатели, поставщики, конкуренты и государство в его законодательной и регулирующей деятельности (схема 1).

Покупатели – важнейшее условие существования организации, т.к. только если продукция или услуга пользуются спросом можно осуществлять меры по повышению ее эффективности.

При всей самостоятельности покупателя организация располагает определенными возможностями воздействия как на общую массу покупателей, так и на отдельные группы. К таким мерам воздействия можно отнести прежде всего цены, особенно на товары первой необходимости, единства цен и качества товаров. Активно действуют все виды рекламных мероприятий: реклама, пробные продажи по сниженным ценам, выставки-продажи; очень важную роль играют льготы и стимулы для постоянных покупателей, периодические уценки, разного рода лотереи, которые привлекают покупателей возможностью бесплатно или по сниженной цене приобрести интересующий их товар. Очень важным фактором влияния является качественный сервис, систематический учет требований покупателя при обновлении производства и организации торговли, личная деятельность продавцов.

Поставщики – обеспечивают организацию необходимыми для ее деятельности товарами и услугами (производители сырья, топлива, оборудования, транспортные организации, банки, кадровые агентства, наемные работники).

Степень воздействия поставщика и складывающиеся с ним взаимоотношения зависят от многих факторов, главными из которых являются: степень монополизации поставщиком поставляемых материальных ценностей и услуг и доля поставщика в удовлетворении потребности данной организации. В том случае, когда поставщик является монополистом (в условиях России это государство при поставке электроэнергии, осуществлении железнодорожных перевозок), он диктует цену на реализуемый продукт, условия поставки и другие взаимоотношения.

Если поставщик не является монополистом, но без его продукции деятельность организации будет неэффективной (поставщик тары для фирм производящих соки, безалкогольные напитки и т.д.) преодоление монополизма достигается наличием у фирмы-производителя нескольких поставщиков, способных заменить друг друга. Во всех остальных случаях взаимоотношения между поставщиком и покупателем регулируются соотношением спроса и предложения.

Конкуренты – организации, производящие аналогичные или взаимозаменяемые товары и услуги. Понятие конкуренции включает в себя несколько явлений. Во-первых, внутриотраслевая, то есть между предприятиями, производящими определенный вид продукции (металл, уголь, хлеб, ткани). Она складывается из конкуренции внутри стратегических групп и между стратегическими группами. Стратегическая группа – это совокупность фирм, работающих в одной ценовой нише, с примерно одинаковым ассортиментом, удовлетворяющим одну группу потребностей.

Конкуренция между стратегическими группами возникает в пограничных слоях потребителей, т.е. тех, кто еще не достиг по уровню доходов ВИП-покупателей, но выше среднего дохода, а также в специфических условиях. Например, производители электротоваров «Бош» и «Электролюкс», относящиеся к разным стратегическим группам, конкурируют на тендерах, объявляемых строительными компаниями.

Помимо этого действует межотраслевая конкуренция – конкуренция разных отраслей, выпускающих товары для удовлетворения одной потребности (соки, безалкогольные напитки, бутилированная вода, пиво). И, наконец, конкурентная борьба за направление расходов покупателей (холодильник, телевизор, стиральная машина).

Взаимоотношения с конкурентами могут строиться на основе достаточно широкого спектра альтернатив: от ожесточенной конкурентной борьбы до различных временно возникающих союзов, направленных на раздел рынка, вытеснение общего конкурента, и для решения других маркетинговых задач. Особенно сложными и интересными являются взаимоотношения между конкурентами в настоящее время при возникновении виртуальных и паутинных сетей, в которых одни и те же фирмы могут выступать в одном случае как непримиримые конкуренты, а в другом случае как временно, но очень тесно сотрудничающие организации.

Государство – фактор императивный, не предполагающий инициативы и альтернативных действий со стороны организации, поскольку законы, инструкции, постановления подлежат исполнению. В микросреде государство выступает в следующих ролях:

Властная структура, в функции которой входит разработка правовой основы предпринимательства, контроль за соблюдением законодательства;

Менеджмент экономического регулирования, включающий в себя утверждение единых общих правил поведения хозяйствующих субъектов, установление дифференцированных правовых и экономических режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов, использование отдельных административных актов управления;

- собственник государственного имущества , осуществляющий распоряжение и управление им (создание, ликвидация, продажа, покупка).

Внутренняя среда.

Внутренняя среда включает в себя ресурсы, структуру, коммуникации и организационную (корпоративную) культуру.

Ресурсы – это условия производства, в которые организация вкладывает денежные средства.

Можно выделить следующие виды ресурсов:

- Материальные – ресурсы, которые используются в одном производственном цикле или в течение одного календарного года (сырье, материалы, энергия, вода, инструменты и т.д.).

- Инвестиционные – средства, вложенные в те элементы производства, которые служат в течение всего производственного цикла или более года, т.е. в основные фонды (здания, сооружения, станки, оборудование).

- Информационные – вложения в получение необходимой информации (каталоги, справочники, реклама, обучение персонала и повышение его квалификации, обследования, заказываемые сторонним организациям).

- Человеческие – самый важный с точки зрения менеджмента вид ресурсов, поскольку именно он является объектом управления. Разнообразие людей безгранично, однако можно выделить некоторые признаки, подлежащие контролю при формировании коллектива: способности, склонности, потребности и ожидания, страхи, предрассудки, культурные, социальные, религиозные особенности. Влияние коллектива на личность.

В зависимости от сферы функционирования организации, размера организации, используемой технологии состав ресурсов может быть весьма различен. Точно так же будет различаться и их структура, то есть удельный вес каждого из видов ресурсов в общей их сумме.

Необходимость расчета структуры связана с тем, что для обеспечения эффективности производства следует оптимизировать расход ресурсов и начинать этот процесс следует с того вида ресурсов, который занимает наибольший удельный вес.

Тема 7. Факторы прямого и косвенного воздействия

Факторы прямого воздействия

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Эта зависимость станет очевидной при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

В ряде случаев все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Например, обеспечение энергией, когда все организации получают энергию по ценам, установленным государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.

Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. При этом в одних регионах, например, в Японии, возможно использование методов ограничения запасов, т.е. фирмы исходят из того, что необходимые для следующего этапа производственного процесса материалы должны доставляться точно в срок. Такая система снабжения требует в высшей степени тесного взаимодействия производителя с поставщиками. В то же время в других регионах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.

Капитал. Для функционирования и развития организации нужен капитал. В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств.

Трудовые ресурсы. Для эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером могут служить многие сектора компьютерной промышленности. Многие фирмы вынуждены были искать дешевую рабочую силу в других странах.

Основной заботой современной организации является отбор и поддержка талантливых менеджеров. В проведенных исследованиях при ранжировании по степени важности ряда факторов руководители фирм выделили в первую очередь: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию.

Законы и государственные органы

Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные учреждения влияют на организацию. В преимущественно частной экономике взаимодействие между

покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Практически непрерывно разрабатываются и пересматриваются своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и т.п. При этом объем работы, необходимой, чтобы отслеживать и соответствовать действующему законодательству, постоянно возрастает.

Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона.

Законотворчество местных органов управления. Регулирующие постановления местных органов власти также усложняют ситуацию. Местные органы власти требуют от предприятий приобретения лицензий , ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет, например, об энергетике, системах телефонной связи и страхования, то и устанавливают цены. Некоторые местные законы модифицируют федеральные нормы. Организация, которая ведет свои дела на территории десятков субъектов федерации и десятков иностранных государств, сталкивается со сложной и многообразной системой местных установлений.

Потребители

Известный специалист по управлению Питер Ф.Друкер утверждает, что единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается, что само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Однако некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в этом смысле. Так, правительство государства и его аппарат существуют только для обслуживания потребностей граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией, однако в период предвыборных кампаний граждан рассматривают как потребителей, которых нужно “купить”.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры может быть довольно значительным.

Конкуренты

КОНКУРЕНТЫ - это важнейший фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Организации могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Факторы косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. (Следует учитывать весьма широкую трактовку термина technology, обозначающего и процессы, и методы, и технику осуществления любых производственных, обслуживающих и даже творческих видов деятельности.) Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Скорость изменения технологий в последние десятилетия заметно увеличилась. Из крупных технологических нововведений, которые глубоко затронули все общество и оказали сильное влияние на конкретные организации, можно отметить компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, спутниковую связь, атомную энергетику, получение синтетического топлива и продуктов питания, генную инженерию и т.д. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что в будущем наиболее ценным нововведением будет считаться технология миниатюризации.

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. В то же время уже сегодня все организации, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Состояние экономики

Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать заем, так как при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала, так как при ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения кредита и повышают ставки процента. Так же, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса.

То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной мгновенного обогащения или обнищания фирмы.

Социо-культурные факторы

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы , и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. Так, например, в системе ценностей американского общества дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их нельзя рассматривать как противозаконные. Однако, в некоторых других странах такая практика может считаться вполне нормальной.

На основании специальных исследований было показано, что изменяются и ценностные установки рабочих. В целом, сравнительно молодые рабочие хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Многие современные работники не считают, что всю свою трудовую жизнь проведут в одной организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров в отношении их основной функции - мотивации людей с учетом целей организации. Эти факторы обусловили и появление должности по общественным проблемам корпорации.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером может служить производство одежды. Другой пример - это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на многих, связанных с этим фирмах.

От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями, группировками, возможно, и странами. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности.

По замечанию Р.Джоунса, бывшего председателя правления фирмы “Дженерал Электрик”, организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. А это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в организацию, приспособленную к новой среде.

Политические факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.

Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (или даже к национализации) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение денег, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.

Отношения с местным населением

Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

Международные факторы

Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание.

Так же следует учитывать и международные факторы:

Изменение валютных курсов;

Политические решения стран-инвестеров;

Принимаемые решения международных картелей

Тема 8. Система менеджмента: функции и организационные структуры

1.Анализ – исследование содержания задачи, ситуации, процессов, объектов и т.д., включающее разделение целого на части, установление связей между частями, понимание границ частей и целого и т.д.

2.Прогнозирование – определение будущих контуров ситуации, результатов или их тенденции, а также близких или отдаленных перспектив деятельности или состояния процессов на основе суждений, интуиции или научного аппарата;

3.Планирование – установление состава или содержания деятельности для решения проблем с указанием сроков, исполнителей, ресурсов, инструментов;

4.Организация – выбор и использование средств и механизмов для решения задач и выстраивания их в виде операций и процедур в пространстве и времени;

5.Координация – установление рационального взаимодействия деятельности людей по реализации задач разных процессов или объектов;

6.Контроль – регистрация масштаба и уровня отклонений от заданных норм и стандартов в процессе (деятельности) и после решения задач;

7.Регулирование – поиск и выработка решений по устранению отклонений от заданных норм и стандартов в процессе деятельности;

8.Мотивация – формирование интереса или потребности, мобилизация усилий мышления и деятельности для решения задач;

9.Учет – регистрация состояния процессов или объектов мышления или деятельности в сознании или носителях информации.

Организационная структура:

Проектирование организационной структуры

Построение структуры организации определяется выбором стратегии, т.е. структура строится от стратегии. Структура обеспечивает реализацию стратегии, т.к. с течением времени стратегия меняется, следовательно, меняется и структура организации.

Структура разрабатывается сверху вниз. Вначале руководители должны разделить организацию на широкие сферы, а затем поставить конкретные задачи, поэтому последовательность следующая:


  1. деление организации на широкие блоки по горизонтали (деление по функциональным областям, что соответствует стратегии). При этом принимаются решения, какие виды деятельности выполняются линейными подразделениями и какие штабными;

  2. устанавливается разделение по вертикали и соотношение полномочий различных должностей, т.е. решается вопрос по степени реализации системы (централизованная она или децентрализованная); по норме управления и единоначалия, а также о штабных и аппаратных полномочиях;

  3. определяются особенности должностей как совокупность задач и функций, а также производится расстановка кадров по должностям;

  4. в зависимости от степени стабилизации условий работы определяется степень гибкости организации, вплоть до создания адаптивных структур.
Появившаяся в результате разработки организационная структура должна быть открытой к изменениям при изменении стратегии.

Основные элементы создания оптимальной структуры организации:


  1. исходная информация:

    1. общая характеристика организации, как объекта управления в соответствии со стратегиями;

    2. материальные связи организации;

    3. информационные связи организации;

    4. состав задач управления.

  2. определяемые параметры:

    1. число уровней управления;

    2. количество подразделений;

    3. количество подчиненных;

    4. распределение обязанностей;

    5. расстановка кадров;

    6. степень автоматизации работ;

    7. маршруты движения информации.

  3. оценочные параметры:

    1. затраты на содержание систем управления;

    2. напряженность труда в подразделениях;

    3. время обработки информации;

    4. время реагирования на различные сбои;

    5. время решения задач управления.

Тема 9. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений

Цель - идеальное или желательное состояние организации (индивида), достижение которого ориентирована на процесс управления.

Ф-ции цели: 1 Отражают философию орг-ции, концепцию ее функционирования и развития. 2 .Задают направления деятельности орг-ции. 3 .Уменьшают неопределенность, становясь ориентирами, помогают приспособиться. 4 .Концентрация на цели позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами. 5 .Цели, особенно великие, независимо от того, реальны ли они, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения.

Классификация целей : 1 .по уровням : низший уровень - объективная целесообразность; высший - целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей; 2 .по источникам : на заданные из вне и сформировавшиеся внутри организации: внешние цели, которые обычно ставит официальное руководство, учитывают потребности более широкой социальной общности, в которой орг-ция функционирует; внутренние - на удовлетворение потребностей коллектива. 3 .с точки зрения комплексности : простые и сложные цели; 4 .по степени важности : стратегические и тактические: стратегические (решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации (выход на международные рынки)); тактические цели (отражают отдельные этапы достижения стратегических). Бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий). 5 .с учетом времени : на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года). 6 .по содержанию : личные и институциональные. Личные - связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем и т. д. Институциональные цели - производственно-хозяйственной деятельности. Делятся на технологические (повышении качества товара), экономические (рост прибыльности), административные (достижение высокой дисциплины, слаженности в работе), маркетинговые (завоеванием рынков сбыта), научно-технические (разработка и внедрение новых образцов, доведении их до уровня требований мировых стандартов), социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников 7 .по направленности : на конечный результат (выпуск определенного объема продукции); на осуществление той или иной деятельности (совершенствование технологии); на достижение определенного состояния объекта (приобретение работником новой профессии); 8 .по форме выражения - описываемых количественными показателями (продукции в рублях, тоннах, штуках) и характеризуемых качественно (достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе); 9 .по степени обязательности : цели-задания и цели-ориентиры. 10 .с точки зрения масштабности : глобальные, общие и частичные цели; 11 .по степени реальности : действительные и мнимые.

Процесс принятия решений

Решение – выбор одной альтернативы из нескольких.

Принятие решения – технология, необходимая для выполнения любой функции менеджмента.

Классификация управленческих решений:


  1. по источнику возникновения:

    1. инициативные;

    2. по предписанию.

  2. по способу доведения решения:

    1. устные;

    2. письменные.

  3. по субъекту принятия решения:

    1. индивидуальные;

    2. коллективные.

  4. по степени новизны:

    1. рутинные;

    2. новаторские.

  5. по наличию информации:

    1. определенные;

    2. вероятностные;

    3. неопределенные.

  6. по методу разработки решений:

    1. количественные;

    2. эвристические.

  7. по целевой направленности:

    1. одноцелевые;

    2. многоцелевые.

  8. по содержания решения:

    1. экономические;

    2. технические;

    3. социальные;

    4. организационные.

  9. по периоду действия:

    1. оперативные;

    2. долговременные.
Организационные решения – выбор, который должен сделать руководитель организации, для обеспечения движения ее к конечным целям. Бывают:

  • стандартные (с высокой степенью структурирования);

  • нестандартные (необычные ситуации, условия и пр.).
Интуитивные решения – выбор, сделанный только на ощущении того, что он правильный.

Решения, основанные на суждениях, обусловлены знаниями, опытом, навыками.

Алгоритмическое (рациональное) решение – решение, принимаемое на основе логически взаимосвязанной последовательности операций.

Модель принятия управленческого решения.

1 – определение цели;

2 – диагностика исходных ситуаций;

3 – формирование проблемы;

5 – формулирование задачи;

6 – поиск (выборка) альтернатив решения задачи;

7а – выбор критериев;

7б – формулирование ограничений;

8 – выбор оптимального решения;

9 – композиция проблемы на основе решенных задач;

10 – разработка программы деятельности.

Этапы 3, 4 и 9 могут быть пропущены при работе модели.

Тема 10. Механизмы менеджмента: средства и методы управления

Средства управления - это его инструменты, рычаги. В любом случае это так или иначе оформленные, конкретизированные (условно говоря, материализованные) аспекты, компоненты функций управления, предполагающие использование конкретных методов управления.

Методы управления - это способы реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.

Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.

Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов - убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов Управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама