"Ромашка " состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы . Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы . Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы . Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом достаточно популярна в мире современного образования. .Мы, учитывая, что «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», решили сделать теоретические построения ученого более наглядными и привлекательными. Получившийся «цветок» мы и назвали «Ромашкой Блума»..
В результате нами была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Итак, шесть лепестков –шесть типов вопросов.
1.Простые вопросы
- вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
2.Уточняющие вопросы
. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы
. Обычно начинаются со слова: «Почему?» В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4.Творческие вопросы
. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «как вы думаете. Как будет развиваться сюжет фильма дальше?»
5.Практические вопросы
. Вопрос направлен на установление связи между теорией и практикой. Где в обычной жизни можно наблюдать явление…
6. Оценочные вопросы
. Вопрос направлен на выяснение критериев, почему то или иное явление плохо или хорошо
Интервью - один из самых благодарных видов контента.
Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и - в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.
На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью - о вопросах.
Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.
И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.
Вопросы для интервью: 60 шаблонов
- Расскажите о себе, своем бизнесе.
- Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
- Когда Вы решили стать_____ и почему?
- Что привело Вас именно к __________?
- Что послужило толчком к _________?
- Какими были первые шаги?
- В чем плюсы и минусы работы _______?
- Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
- Опишите три Ваших достижения?
- Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
- Опишите свою рабочую обстановку?
- Планируете ли Вы изменить _______?
- Каковы Ваши планы в _______?
- В чем секрет успеха в _____?
- Как Вам удалось добиться успеха в _______?
- Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
- Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
- Можно ли утверждать, что ______?
- По какому принципу Вы ______?
- Вы сами пришли к этой позиции или ______?
- Как изменились Вы после _______?
- Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
- Чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Как сделать, чтобы ________?
- Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
- Когда Вы в последний раз _________?
- Что Вас интересует помимо______ и ________?
- Как Вы отдыхаете от ____?
- Как к Вам пришла идея организовать ________?
- Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
- Как часто Вы ________?
- Как вы считаете, какова ________?
- По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
- Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
- Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
- Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
- Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
- Сколько времени Вы посвящаете ______?
- Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
- Что для Вас было самым сложным?
- Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
- С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
- Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
- Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
- Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
- Как к Вам пришел первый успех?
- Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
- Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
- Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
- Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
- Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
- Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
- В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
- Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
- Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
- Какую оценку Вы поставите себе как _______?
- Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
- В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
- Что мешает Вам жить, а что помогает?
- О чем Вы мечтаете?
Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.
Сегодня у нас в гостях побывал Александр - профессиональный фотограф, один из основателей студии «Зажигай» , участник и победитель множества специализированных конкурсов, а также просто хороший человек и интересный собеседник.
Имя:
Александр Илларионов
Год рождения:
1987
Город:
Ковров
Профессия:
фотограф
- В какой семье ты вырос и где учился?
Родился 19 февраля 1987 года в известной узкому кругу людей семье. Родители воспитаны в советском стиле, в связи с чем я получил хорошее образование. Окончил 11 школу - физико-математический класс. Так же являюсь выпускником нашей знаменитой на всю область Академии со стандартным синим дипломом. Ещё в юношестве проявил задатки художника, мастерски рисуя на асфальте сетку для «лягушки».
- Т.е. ты единственный творческий человек в семье?
Нет конечно. Мама всегда помогала мне с домашней работой на уроках ИЗО. Даже есть аппликация, которой я очень горжусь, с оценкой «Маме 5!».
На фото: кот Ешка
- Фотографом рождаются или становятся?
На моём примере - становятся. Хотя кто-то может утверждать обратное. Главное постоянно самосовершенствоваться и спокойно воспринимать любую критику. Всегда нужно много работать, чтобы достичь результата. И работать в первую очередь над собой!
Работа над собой, это прежде всего повышение своего профессионального уровня. Посещаешь ли ты семинары и мастер-классы по фотографии?
Конечно, стараюсь выбираться на различные тематические мастер-классы именитых фотографов. Несколько раз ездил на обучение в Москву и Нижний Новгород, где прослушал курсы по технике съёмки и ретуши. Всё это даёт большой толчок к развитию.
- Какая у тебя специализация?
Специализации как таковой нет, но ближе всего к душе - свадьбы. Еще нравятся обычные фотосеты, т.е. пленэры (съёмка на открытом воздухе при естественном освещении). Где пространство ничем не ограничено.
- Расскажи о самой запоминающейся фотосессии.
Самая запоминающаяся фотосессия проходила в минус 25 в каком-то заброшенном сарае. Модель была вся синяя от холода, но крепилась до конца, за что ей большая благодарность и приветы. Ещё запомнился случай на свадьбе, где во время поздравления жениха и невесты, я с грохотом свалился с подиума. При этом взоры всех присутствующих были направлены на меня.
- Сколько времени занимает обработка фотографий с одной фотосессии?
Например, свадебная фотосессия занимает порядка трех дней, если сидеть и не отходить от компьютера. А если ещё и с ретушью, то ещё один день плюсом. Все мы не без греха, иногда фотографии задерживаю. Но тут надо, как говорится, «понять и простить».
- У тебя есть Instagram?
Да. Подписывайтесь, буду рад: instagram.com/svadkov
- Как проводишь свободное время?
Своё свободное время стараюсь посвятить семье. Моему сыну всего два года, но он уже вместе со мной заряжает аккумуляторы и самостоятельно ворует флешки. Так что если пропадёт чья-то фотосессия - спрашивайте с Егора Александровича, только он знает где она (смеётся).
- Твой совет начинающим фотографам?
Фотосъемка, это практически раздел из психологии, где всего за один день можно узнать многое о том или ином человеке. Люди попадаются разные, но даже к самому скованному можно найти подход.
Ваши вопросы по творческим тематикам портала сайт
«Знание может быть только у того, у кого есть вопросы»
Генри Форд
Уважаемый Читатель! Очевидно, что вопросы: «Как звали Александра Сергеевича Пушкина?» и «Каковы рекомендации для поэта 2030 года?» обладают различной сложностью…
Привожу ниже Формуляр для Ваших сложных вопросов о т ворческой деятельности:
Пояснения на основе многолетней статистики работы со сложными вопросами |
|
Помимо сути вопроса, необходимо указать: Ваши исходные знания, Вашу цель (примерно) по 2 основным схемам: - Мои исходные знания по теме - мой Вопрос? - Цель; - Я уже сам сделал - мой Вопрос? - Цель (это более сильный вариант). |
Один и тот же вопрос, но при разных целях (например, Цель-1: написание корпоративной инструкции; Цель-2: написание докторской диссертации) и разных исходных уровнях знания Спрашивающего, может иметь весьма различные ответы... Но никак не один! Если нужен иллюстрирующий пример(ы) - да, приводите. Обычно хороший вопрос это не менее 1/2 страницы текста. |
Ваш вопрос должен быть понятен мне после однократного (!) прочтения. |
Статистический факт: если Спрашивающий не в состоянии корректно процитировать чужие данные и/или сформулировать вопрос (для чего, например, его хорошо бы не спеша перечитать ещё раз перед отправкой), то проверено: он не воспримет ответ. |
Прошу Вас также принять во внимание, что: |
|
Ваш вопрос должен касаться творческих аспектов деятельности европейцев / американцев |
|
Чем раньше задан вопрос, чем больше времени до очередного мероприятия - тем лучше. Ваши вопросы точно НЕ потеряются. |
На подготовку качественного ответа требуется время: на поиск в различных базах данных (в том числе в неопубликованных); на отправку вопроса Экспертам - весьма занятым людям; на уточнение сути вопроса у самого Спрашивающего и т.п. Идеальный срок - задавать Ваши вопросы ДО 10:00 (мск) очередного четверга, чтобы получить ответ в Воскресенье вечером. |
Я гарантирую, что читаю все Ваши вопросы. Не могу гарантировать, что обязательно отвечу на каждый вопрос.
Тем не менее, каждый присланный вопрос обязательно будет учтён при проведении научных исследований и публичных мероприятий.
Ваши вопросы просьба присылать с обязательной отметкой в строке Subj / Тема ВОПРОС по эл. адресу:
Новости
-
45-я очная юбилейная конференция сайт «Стратегии творчества», пройдёт в центре Санкт-Петербурга у Невского проспекта 21 декабря 2019 года (суббота).
Более 100 видеозаписей
С 26 января 2020 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 41 года и легла в основу портала сайт;
3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на .
Для ответов на Ваши вопросы будут использованы крупнейшие в Европе базы данных о творческих личностях - их ошибках и достижениях. Возможно приобретение очных и online-билетов на сайте лектория «Концентратор» .